Человек Земля Россия

Рубрикатор

Основы государственной политики повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения

Проект

 Основы государственной политики повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения

на период 2012-2017 гг.

Настоящая государственная политика определяет миссию, основные цели и задачи, принципы и направления государственной политики Российской Федерации в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации на период 2012-2017 годы. Основной целью государственной политики Российской Федерации в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации является повышение эффективности их использования. 

1. МИССИЯ И ЦЕЛИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Государственная политика в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации (далее - земельная политика) является целенаправленной деятельностью органов государственной власти по выработке и реализации стратегических (политических) решений, проектов и программ в сфере государственного регулирования земельных отношений, сохранения, рационального освоения и использования земельных ресурсов основанной на принципах справедливого доступа граждан Российской Федерации и отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей к землям сельскохозяйственного назначения для их освоения, использования в хозяйственной деятельности, улучшения и развития в соответствии с государственными приоритетами развития сельского хозяйства.

Государственная политика повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения на период 2012-2017 гг. закрепляет приоритеты государственной политики в земельной и связанных с ней сферах и использует их как основу при разработке проектов федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, других нормативных актов, проектов бюджетов всех уровней, а также принятия организационно-структурных и кадровых решений..

Земельная политика исходит из того, что земли сельскохозяйственного назначения являются национальным достоянием, сохранение которого для живущих и будущих поколений граждан России является задачей первостепенной важности.

Основой среднесрочной земельной политики является завершение земельной реформы, направленной на приватизацию земель и переход к государственной земельной политике в отношении земель сельскохозяйственного назначения, направленной на государственное управление, рациональное использование земельных ресурсов всех форм собственности и распоряжение ими с учетом ограничений, определяемых специфическими свойствами земель сельскохозяйственного назначения. В земельной политике комплексно учитываются интересы государства, населения и предпринимательских структур, координируются процессы и сопрягаются механизмы развития сельскохозяйственных земель и сельских территорий, создаются условия и механизмы поддержки экспорта продовольствия, обеспечивающие освоение новых мировых рынков и участие России в решении вопросов мировой продовольственной безопасности.

Земельная политика является комплексной политикой, неразрывно связанной с аграрной, продовольственной, научно-промышленной, экспортной, экологической и миграционной политиками. Она объединяет вопросы развития земельных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве в ориентации на стимулирование и поддержку экспортоориентированного производства сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, вопросы устойчивого землепользования и экологизации сельского хозяйства, как главного фактора развития сельских территорий, подъема сельской экономики и повышения качества жизни сельского населения, а также вопросы создания условий и стимулирования трудовой миграции на сельские территории, освоения неиспользуемых, но пригодных для ведения сельского хозяйства земель малонаселенных и заброшенных сельских территорий.

Земельная политика осуществляется исходя из представления о земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения (далее – земель), как об особых объектах недвижимого имущества, являющихся одновременно продуктивной основой ведения сельского хозяйства, пространственной основой для организации условий жизни населения, развития производительных сил, использующих земельные ресурсы, а также важнейшей составной частью природного мира и объектом экологизации в сельском хозяйстве.

Реализация земельной политики осуществляется посредством государственного регулирования земельных отношений, создания организационно-управленческих и бюджетных механизмов, форм государственной поддержки и стимулирования эффективной сельскохозяйственной деятельности, обеспечивающих освоение земель сельскохозяйственного назначения, целесообразное и устойчивое развитие сельских территорий и земельных ресурсов, развитие аграрно-промышленного производства, базирующегося на экологических технологиях, стимулирование переработки сельскохозяйственного сырья и экспорта продукции аграрно-промышленного производства. .

Реализация основных направлений государственного регулирования земельных отношений будет способствовать решению задач продовольственной безопасности Российской Федерации, в частности, расширению ассортимента и увеличению объема потребления населением Российской Федерации отечественных высококачественных экологически чистых продуктов питания, а также увеличению объема экспорта продовольствия, расширению и укреплению позиций России и других государств Евразийского пространства на мировом рынке продуктов питания, как стратегических показателей и индикаторов экономической безопасности. 

Миссией современной земельной политики является:

- повышение значимости и роли государства в вопросах земельной политики и земельных отношений, обеспечение наивысшего суверенитета государства в земельной сфере;

- создание условий развития сельскохозяйственного производства и аграрной промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья для обеспечения потребностей населения в продуктах питания, отвечающих требованиям обеспечения качества и безопасности, как важнейшего условия продовольственной безопасности Российской Федерации;

- создание механизмов поддержки и стимулирования производства ориентированной на экспорт аграрной продукции, в объеме, определяемом как разница между объемом производства и объемом продукции, соответствующей потребностям внутреннего потребления и формирования резервов в соответствии с агропродуктовыми балансами;

- сохранение земельных ресурсов для будущих поколений граждан Российской Федерации;

- создание условий для развития альтернативных высокоэкологичных источников энергии, используемых в аграрно-промышленном производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве сельских поселений;

- создание возможностей реализации потенциала граждан Российской Федерации по организации ими рационального использования земельных ресурсов для ведения сельского хозяйства, строительства собственного жилья  и создания условий комфортного проживания в коллективных сообществах или в локальных поселениях;

- интеграция российской земельной политики с земельной политикой стран Таможенного союза (далее - ТС), Единого экономического пространства (далее - ЕЭП), стран Евразийского экономического сотрудничества (далее - ЕврАзЭС), Союза независимых государств (далее – СНГ) и в перспективе - Евразийского союза (ЕАС) с целью обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

Показателями эффективности земельной политики являются:

- увеличение численности работоспособного населения и рождаемости на сельских территориях, в первую очередь, на территориях с низкой плотностью населения;

- увеличение площадей сельских территорий, на которых осуществляется эффективная сельскохозяйственная деятельность, увеличение доли современных экологизированных поселений на сельских территориях;

- увеличение площади эффективно используемых продуктивных земель;

- формирование эффективных механизмов влияния государства на устойчивость и сбалансированность производственно-экономических показателей аграрно-промышленной деятельности;

- обеспечение охраны плодородия земель;

- увеличение доли экологически чистых продуктов в структуре питания населения Российской Федерации;

- увеличение экспорта сельскохозяйственного сырья и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности с одновременным ростом доли продукции глубокой переработки в общем объеме экспорта.

2. ЗАДАЧИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УСТОЙЧИВОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ, ЭКОЛОГИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Задачами земельной политики на среднесрочную перспективу являются:

- регулирование всего комплекса земельных отношений, как важнейшего условия рационального и эффективного использования земель, включающего учет предпринимательских, общественных и государственных интересов, соблюдение принципов устойчивого развития сельских территорий, гарантий прав землепользователей и граждан России;

•  обеспечение охраны окружающей среды и объектов историко-культурного наследия, расположенных на сельских территориях, экологизация условий жизни населения и сельского хозяйства;

•  повышение плодородия и уровня экологического состояния почв как главного средства производства в сельском хозяйстве и основы обеспечения экологизации продовольствия;

•  сохранение статуса продуктивных земель как особо охраняемых земель в составе земельного фонда Российской Федерации;

•  формирование механизмов выявления земельных участков для жилищного и промышленного строительства на сельских территориях из состава земель сельскохозяйственного назначения посредством их инвентаризации и сельскохозяйственного зонирования, выявления групп земель малопригодных и неэффективных для ведения сельского хозяйства и пригодных для жилищного и промышленного строительства;

•  повышение эффективности гражданского и хозяйственного оборота земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в части снижения административных барьеров;

•  обеспечение справедливого налогообложения земель, включая отсрочку уплаты либо снижение соответствующих налоговых платежей на период освоения ранее неиспользовавшихся по назначениюили ненадлежаще использовавшихся земель;

•  обеспечение доступа населения к земле через первоначальное государственное землеустроительное оформление земель и предоставление их на условиях рационального и эффективного использования;

•  стимулирование переселения трудовых мигрантов на сельские территории в рамках специальных государственных программ в привязке к конкретным земельным участкам, образованным в результате государственного землеустроительного оформления;

•  осуществление государственного крупномасштабного планирования территорий, их аграрных специализаций и лимитов гарантированных объемов сбыта продукции;

•  предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям доступа к системе государственной поддержки по составлению индивидуальных и кооперативных проектов использования земельных участков;

•  создание механизмов адресной государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе показателей реализации зарегистрированных проектов использования земельных участков.

Основными задачами формирования системы устойчивого землепользования, экологизации сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий являются:

1) Обеспечение продовольственных потребностей населения Российской Федерации в высококачественных экологически чистых продуктах питания 

Пути реализации данной задачи:

-совершенствование механизмов управления балансами производства, переработки, потребления, резервирования и экспорта продовольствия и продуктов переработки сельскохозяйственного сырья с использованием возможностей системы массового землеустроительно-инвестиционного проектирования, квотирования объемов производства сельскохозяйственной продукции в соответствии с рыночными потребностями и обеспечения гарантированной государственной поддержки производства в рамках квот,

-создание механизмов перехода от массовой государственной поддержки к адресной и дифференцированной государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в вопросах долгосрочного кредитования, субсидирования и предоставления налоговых каникул на период освоения продуктивных земель, строительства конкурентоспособных перерабатывающих производств и инфраструктур,

- создание общедоступной системы землеустроительно-инвестиционного проектирования, которая обеспечит разработку и государственную регистрацию индивидуальных проектов освоения, использования и охраны земель в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей и государства,

- повышение экологической культуры сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей продукции АПК,

- проведение информационно-просветительской работы с населением по вопросам использования технологий, соответствующих современным экологическим требованиям;

- поддержка создания и продвижения брендов экологически чистых российских продуктов питания как на федеральном, так и на региональном уровнях,

2) Увеличение объемов и доли экспортируемых продуктов переработки АПК с одновременным уменьшением доли экспорта сырья АПК.

Пути реализации данной задачи:

- создание механизмов перехода от политики импортозамещения в агропродовольственной сфере к экспортоориентированной политике;

- повышение уровня политической и экономической культуры сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей продукции АПК;

- снижение экспортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию для производителей, использующих технологии глубокой и комплексной переработки сельскохозяйственного сырья;

- содействие развитию российских розничных сетей за рубежом при поддержке системы торговых представительств и других структур внешнеэкономической и внешнеполитической направленности;

- поддержка создания и продвижения брендов экологически чистых российских продуктов питания за рубежом.

 3) Диверсификация источников энергии, используемых в АПК и на сельских территориях за счет стимулирования спроса на тепловую и электрическую энергию на основе возобновляемых источников энергии - солнца, ветра, воды, биомассы, а также производства и использования оборудования для получения этой энергии.

Пути реализации данной задачи:

- создание полного цикла производства оборудования, используемого для генерации тепловой и электрической энергии на основе возобновляемых источников энергии - солнца, воды, ветра, биомассы;

- нормативное обеспечение вопросов технологического присоединения солнечных систем к общей энергетической сети;

- освобождение от налогообложения части прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей, направляемой на создание и использование возобновляемых источников энергии в сельскохозяйственном производстве и обеспечении жизнедеятельности на сельских территориях.

4) Обеспечение максимально полной, с использованием современных технологий, утилизации отходов производства и жизнедеятельности при освоении и использовании земель сельскохозяйственного назначения, производстве, хранении и переработке сельскохозяйственного сырья. 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 Достижение целей и решение задач земельной политики обеспечивается регулированием земельных отношений по следующим основным направлениям:

•  Земельно-учетные отношения

Государство обеспечивает описание, инвентаризацию, картографирование земель сельскохозяйственного назначения, выявление и описание характеристик, необходимых для развития системы устойчивого землепользования, экологизации сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий, мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, включающий сбор, обработку, хранение информации, непрерывное (систематическое) наблюдение за использованием земель, анализ и оценку качества состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, и обеспечение свободного доступа к статистической информации мониторинга.

В рамках развития земельно-учетных отношений решаются следующие задачи:

- обеспечение обследования и инвентаризации земель при участии и с привлечением региональных и муниципальных органов власти, паспортизация сельских территорий с оценкой их земельного потенциала, наиболее целесообразных региональных специализаций и систем земледелия и экономически значимых направлений развития сельского хозяйства;

- установление площадей земель, сбор и систематизация информации о характеристиках земель, находящихся в использовании хозяйствующих субъектов всех форм собственности, государственных и муниципальных органов власти, в том числе, неразграниченных земель, неиспользуемых или используемых ненадлежащим образом земель;

- ежегодная подготовка баланса земель в разрезе муниципальных органов власти, административных районов, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом;

- размещение результатов обследований, инвентаризации, мониторинга земель, а также балансов земель в открытом доступе в сети Интернет (опубликование) с использованием современных геоинформационных систем отображения информации по стандартам; утверждаемым соответствующими подразделениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти (далее – Земельная служба России);

- своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

- информационное обеспечение деятельности по осуществлению государственного земельного контроля использования и охраны земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства землепользований и сельских территорий;

- обеспечение граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией о состоянии земель сельскохозяйственного назначения.

2. Земельно-регистрационные отношения

Государство обеспечивает функционирование прозрачной и доступной для граждан и землепользователей системы регистрации отношений, связанных с владением, распоряжением и использованием земельных участков, в связи с чем в среднесрочной перспективе решаются следующие задачи:

- совершенствование порядка образования земельных участков, выделяемых в счёт земельных долей, в том числе:

а) определение единого документа (проекта образования земельных участков), составляемого для целей образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также требований к его содержанию, разработке, согласованию и утверждению, в том числе, дополнение этих требований определением координат характерных точек границ земельных участков картометрическим способом и осуществление кадастрового учёта без дополнительного проведения кадастровых работ и согласования границ земельных участков с соседями, что позволит значительно удешевить и ускорить кадастровые процедуры, в кратчайшие сроки преобразовать земельные доли в земельные участки, защитит права граждан на землю, обеспечит полную собираемость земельного налога, обеспечит инвестиционную привлекательность сельскохозяйственных земель, сократит земельные споры и значительно уменьшит социальную напряжённость;

б) обеспечение условий для одновременного осуществления кадастрового учета и регистрации прав на образуемые земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе принадлежащие нескольким лицам;

в) установление порядка устранения неудобств в использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

- упрощение и удешевление порядка регистрации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и сделок с ними.

- частичное или полное финансирование за счет средств федерального и региональных бюджетов деятельности муниципальных органов власти по завершению землеустроительного формирования земельных участков в счет выдела земельных долей и введение обязательного (систематического) порядка регистрации и постановки на кадастровый учет земельных участков землевладельцев и землепользователей независимо от формы собственности, вместо заявительного.

- введение требований к точности определения границ земельных участков путем введения понятия «точные (геометрические) границы», с установлением на местности межевых знаков и «ориентировочные границы» без установления на местности межевых знаков, определяемые по картографическим материалам с приоритетом по смежным границам точных границ над ориентировочными.

3. Земельно-правовые отношения

Государство обеспечивает функционирование прозрачных и эффективных правовых механизмов в сфере земельных отношений и развития земельных ресурсов, в связи с чем должны быть решены следующие задачи:

- повышение гарантий прав на землю, защита прав и законных
интересов собственников, землепользователей, землевладельцев,
арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе:

а) уточнение перечня вещных прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, подлежащих государственной регистрации;

б) совершенствование порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

в) установление дополнительной защиты для собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, права которых были зарегистрированы;

- совершенствование порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для государственных и муниципальных нужд, в том числе:

а) уточнение случаев изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для государственных или муниципальных нужд;

б) уточнение порядка выявления и уведомления правообладателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения о предстоящем изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе, особенности такого порядка в отношении лиц, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) установление порядка принятия решений об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для государственных нужд, включая определение органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных принимать такие решения;

г) определение порядка образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предстоит изъять, в том числе принудительно;

д) установление порядка предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения взамен изъятых;

е) установление возможности привлечения частных средств для оплаты выкупной цены и убытков, причиняемых изъятием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

ж) уточнение порядка оценки изымаемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и расположенных на них объектов, установление порядка расчета убытков, причиняемых таким изъятием;

з) предоставление дополнительных прав правообладателям изымаемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (право пользования земельным участком в течение определенного времени после его изъятия, право на предоставление иного недвижимого имущества в зачет стоимости изъятого земельного участка и т.п.);

- совершенствование порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с их ненадлежащим использованием, включая уточнение оснований для такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и местного самоуправления при осуществлении мероприятий, связанных с изъятием;

- уточнение случаев и порядка установления ограничений прав собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без изъятия земельного участка, а также прав ограниченного пользования земельным участком (далее - сервитут) для обеспечения размещения линейных объектов и объектов пользования недрами, имеющих государственное или муниципальное значение, в том числе:

а) установление случаев размещения линейных объектов и объектов пользования недрами на землях и земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения вне зависимости от факта государственной регистрации права собственности на такие земли и земельные участки;

б) установление возможности строительства или размещения линейных объектов, за исключением особо опасных (железные и автомобильные дороги, газопроводы высокого давления), на земельных участках (землях) сельскохозяйственного назначения;

в) определение порядка установления сервитутов, при котором сервитут устанавливается в связи с обращением заинтересованного лица на основании схемы границ сервитута на кадастровой карте территории;

г) изменение порядка оформления сервитута в части установления возможности включения сведений, указанных в схеме границ сервитута на кадастровой карте территории, в государственный кадастр недвижимости в ходе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости без их последующей регистрации, что позволит обеспечить многократное снижение стоимости оформления доступа к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения (за счет отказа от оплаты государственной пошлины и отсутствия необходимости проведения кадастровых работ);

д) уточнение порядка оплаты за сервитут, в том числе, в части отказа от платы за сервитут в виде единовременного платежа;

- установление четких норм по охране земель сельскохозяйственного назначения;

- предоставление уполномоченному органу исполнительной власти преимущественного права покупки участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в случае их отчуждения, а также введение ограничений и особого порядка при отчуждении земель в процессе исполнения процедуры банкротства предприятий любой формы собственности в целях предотвращения совершения спекулятивных сделок с землями сельскохозяйственного назначения и создания возможностей для их использования в сельскохозяйственном производстве;

- формирование федерального фонда земель сельскохозяйственного назначения за счет земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на балансах государственных организаций любой организационно-правовой формы собственности и подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также разработка уполномоченным федеральным органом исполнительной власти механизма управления этим фондом со стороны Земельной службы России;

- формирование региональных и муниципальных фондов земель сельскохозяйственного назначения, а также разработка уполномоченными региональными и муниципальными органами власти механизма управления этими фондами, земельными подразделениями региональных и муниципальных органов власти по регламентам, установленным Земельной службой России.

 •  Земельно-оценочные отношения

Государство обеспечивает функционирование системы справедливой оценки земель сельскохозяйственного назначения, формирование и развитие механизмов повышения капитализации земельных ресурсов и их инвестиционного потенциала. Для реализации этих функций должны быть решены следующие задачи:

- использование результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения для решения фискальных задач и определения минимальной залоговой стоимости земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при кредитовании, в том числе на цели развития данных земель;

- установление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти условий налогового кредита в виде отсрочки или аннулирования выплат земельного налога на период освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с зарегистрированным проектом его освоения.

 •  Земельно-экономические отношения

Государство, для реализации экономической стратегии в области сельского хозяйства и развития сельской экономики, формирует систему регулирования земельных отношений при использовании земельных ресурсов в качестве производительной основы аграрно-промышленного комплекса и сельской экономики, для чего должны быть решены следующие задачи:

- обеспечение социально-экономического зонирования земель сельских территорий с учетом природно-антропогенных, аграрно-промышленных, социально-демографических и транспортно-географических особенностей регионов на основании данных паспортизации сельских территорий и инвентаризации земель;

- проведение сельскохозяйственного зонирования земель с присвоением им соответствующих классификаций на основе биоклиматической и почвенно-ресурсной оценки их потенциала по продуктивности и плодородию, с определением групп высокопродуктивных, продуктивных и малопродуктивных земель для ведения сельского хозяйства, а также определение непригодных для ведения сельского хозяйства земель для использования их в жилищном и промышленном строительстве и своевременное предоставление Земельной службой России сведений о них в органы власти, уполномоченные реализовывать государственную жилищную и промышленную политику;

- формирование государственной системы разрешенного (надлежащего) использования земельных участков в виде норм и предельных отклонений от них с учетом результатов социально-экономического и сельскохозяйственного зонирования и других особенностей регионов с занесением данных в государственную геоинформационную систему земельных ресурсов по стандартам, установленным Земельной службой России;

- совершенствование государственной системы воспроизводства (охраны) земельных ресурсов в форме разработки норм обязательных противоэрозионных и мелиоративных мероприятий и эрозионных ограничений по нагрузке использования земель с применением технологий разной степени интенсивности земледелия и хозяйствования;

- создание комплексной системы стимулирования эффективного землепользования, предупреждений и наказаний в случае превышения предельных норм отклонения от разрешенного (надлежашего) использования земель дифференцировано по группам сельхозтоваропроизводителей как основы системы устойчивого землепользования и возможности экологизации сельского хозяйства;

- стимулирование экспортоориентированной аграрной политики, механизмов формирования и распределения квот на объемы производства продовольствия, востребованного рынком с гарантированной государственной поддержкой с целью создания системы устойчивого землепользования и экологизации производства, повышения эффективности управления агропродовольственным балансом;

- упрощение порядка предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам и организациям, в том числе:

а) предоставление земельных участков или права их аренды на торгах, проводимых в виде открытых аукционов;

б) установление перечня случаев льготного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (без торгов, по льготной цене или бесплатно и др.), в том числе, учитывая необходимость поддержки развития производительных сил и обеспечения занятости населения, сохранения уклада жизни сельского населения и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, социальной поддержки населения, обеспечения обороноспособности и безопасности государства, сохранения природы и объектов культурного наследия;

•  совершенствование порядка передачи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с одного уровня публичной власти на другой, в том числе муниципальным образованиям для обеспечения их развития.

•  Земельно-организационные отношения

Государство создает организационные механизмы, осуществляет следующие структурные преобразования системы управления земельными отношениями, направленные на повышение ответственности органов, реализующих функции управления земельными отношениями, для достижение конкретных результатов, соответствующих целям и задачам государственной земельной политики:

- изменение функций и наименования Министерства сельского хозяйства и интеграция в его структуру вновь созданной Земельной службы России, на которую непосредственно возлагается достижение целей и решение задач настоящей земельной политики:

•  переименование Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в Министерство продовольствия, сельского хозяйства и развития (Минпродсельхозразвития);

•  передача от Минэкономразвития в Минпродсельхозразвития государственной функции по землеустройству земель сельскохозяйственного назначения;

•  возложение на Минпродсельхозразвития функций, кроме существующих в настоящее время, организации эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, содействия развитию аграрного экспорта, организация поддержки трудовой миграции на сельские территории, в частности, в вопросах определения районов и объемов миграции, подготовки земельных участков, обучения и адаптация мигрантов к условиям работы в сельской экономике, создания инфраструктур, строительства жилья, государственной финансовой поддержки мигрантов;

•  совершенствование государственной системы долгосрочного социально-экономического планирования, базирующейся на организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, путем организации Земельной службы России, в состав которой должны войти: Федеральное агентство по развитию земель сельскохозяйственного назначения (ФА Росземразвития), государственно-частная «Земельно-проектная корпорация «Росземпроект» (ОАО Росземпроект) с контрольным участием государства, государственный научно-исследовательский институт земельной политики России и стран Евразийского пространства (ГосНИИземполитики России-Евразии), созданный на базе Национального университета по землеустройству.

Основными функциями ФА Росземразвития должны стать:

а) разработка проектов развития федеральных, региональных и муниципальных земель сельскохозяйственного назначения и межселенных территорий (по заказу соответствующих владельцев), реализация преимущественного права покупки частных земель в случае их отчуждения, подготовка и введение в оборот земель, передача их в аренду;

б) формирование федерального фонда земель сельскохозяйственного назначения за счет федеральных земель, находящихся на балансах ФГУПов и ОАО, подведомственных Росимуществу, Минсельхозу, Минобороны и другим ведомствам, управление этим фондом, разработка политики управления региональными и муниципальными фондами земель сельскохозяйственного назначения;

в) передача части осваиваемых федеральных земель, имеющих земельно-инвестиционные планы развития, крупным банкам с государственным участием (Сбербанк, Россельхозбанк и другие) с целью организации кредитования проектов развития и покупки земель сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Государственно-частная корпорация ОАО «Росземпроект» должна быть создана в подчинении ФА Росземразвития на базе региональных землеустроительно-проектных институтов и предприятий (объединение государственных пакетов акций и вхождение в капитал частных компаний), входивших ранее в РосНИИЗемпроект, а ныне объединенных в Союз «Росземпроект». Основными ее функциями должны стать:

а) землеустроительно-инвестиционное проектирование развития осваиваемых земель, внутрихозяйственное и межхозяйственное землеустройство действующих хозяйств;

б) разработка генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации, охватывающей межселенные территории, схем землеустройства субъектов и муниципальных образований сельских территорий (в качестве дополнения схем территориального планирования);

в) установление связей с российскими экспортными агентствами, отраслевыми союзами и крупными зарубежными потребителями для разработки прогнозных сценариев спроса и их учета при землеустроительно-инвестиционной разработке проектов развития территорий и хозяйств;

г) ведение реестра проектов землепользователей и переработчиков для целей государственного мониторинга и внедрения механизма адресной и дифференцированной господдержки развития сельской экономики России;

д) организация и финансирование НИОКР экспортоориентированной сельской экономики, внедрение научных разработок на стадии землеустроительно-ивестиционного проектирования осваиваемых земель, территорий и хозяйств;

е) организация работы сети территориальных агентств по земельно-инвестиционному и сельскому развитию с функцией региональных переселенческих центров в рамках программы содействия трудовой миграции на сельские территории.

Для обеспечения работы ФА Росземразвития и ОАО «Росземпроект» необходимо создание интегративно-комплексной автоматизированной системы поддержки землеустроительно-инвестиционного проектирования хозяйств, сельских территорий, управления агропродовольственным балансом. Система должна быть создана с использованием современных экономико-математических моделей аграрно-промышленного производства, земельно-инвестиционного проектирования, логистических и сбытовых моделей, на базе ГИС-технологий, обеспечивающих полноценную визуализацию всех расчетов и принятие обоснованных решений;

- совершенствование порядка взаимодействия органов
государственной власти и местного самоуправления при
осуществлении земельной политики, в том числе:

а) отказ от требований предоставления документов, которые могут быть получены органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в порядке запроса у иных органов власти;

б) переход к электронному документообороту с целью повышения эффективности обмена данными и удешевления документооборота;

в) опубликование в электронном виде документов, касающихся порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений, возможностей и условий предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

- создание финансовых институтов развития, специализированных на финансировании проектов развитии земельных ресурсов и сельских территорий.

Эти организации должны обеспечивать сферу развития земельных ресурсов и сельских территорий долгосрочным финансированием под низкие процентные ставки при условии реализации в соответствующих проектах приоритетов государственной политики повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения.

•  Земельно-контрольные отношения

Государство создает и обеспечивает функционирование механизмов, обеспечивающих контроль выполнения всеми органами государственной и муниципальной власти, хозяйствующими субъектами, землевладельцами и землепользователями требований, установленных нормативными актами в сфере земельных отношений, для чего осуществляет: а) уточнение полномочий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области земельного контроля;

б) установление возможности привлечения нарушителей к ответственности на основании данных дистанционного зондирования, методика которого определяется уполномоченным исполнительным органом власти;

в) повышение ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в части установления административного штрафа, размер которого зависит от площади и кадастровой стоимости земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, на котором допущено земельное правонарушение.

На переходный период завершения последнего этапа земельной реформы в Российской Федерации до 2015 года требуется образование координирующего, контрольного и надзорного органа в сфере развития сельских территорий, землеустройства и экспорта продовольствия в лице Федеральной службы по контролю за развитием землеустройства, сельских территорий и сельскохозяйственного экспорта (ФС Россельэкспорт) в подчинении Правительства Российской Федерации.

4. МЕРЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Земельная политика осуществляется посредством реализации следующих мероприятий:

•  разработки и принятия комплекса федеральных законов и других нормативно-правовых актов, направленных на реализацию целей и задач земельной политики;

•  разработки и осуществления государственных и муниципальных программ по соответствующим направлениям земельной политики;

•  организации исследовательских работ, изучения отечественного и зарубежного опыта по вопросам реализации земельной политики;

•  организации подготовки кадров специалистов для реализации земельной политики;

•  осуществления ежедневной деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленной на реализацию целей и задач земельной политики;

•  контроля и надзора за законностью действий органов исполнительной власти и местного самоуправления при реализации земельной политики.


Скачать:  

 

 

Добавить комментарий

Забыли пароль?

Войти, как пользователь

Войти через Вконтакте Войти через FaceBook Войти через Twitter Войти через GooglePlus