Человек Земля Россия

Рубрикатор

ОБ ОСНОВАХ ПРОГРАММЫ ЗЕМЕЛЬНО-АГРАРНЫХ И ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

 

ОБ ОСНОВАХ ПРОГРАММЫ ЗЕМЕЛЬНО-АГРАРНЫХ И ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

главление

Ø О геополитической роли России

Ø О евразийской продовольственной миссии России

Ø О масштабном экспорте продовольствия

Ø О решении земельного вопроса России

Ø О возрождении культуры жизни и работы на земле в современной русской деревне

Ø Экономический и социаьный эффект

Ø Содержание программы земельно-аграрных и переселенческих преобразований

Ø О новом инструменте земельно-переселенческой политики

Ø О необходимых организационных преобразованиях для создания структур управления развитием земельных ресурсов и реализации земельно-аграрной и смежных политик

Ø О создании координирующего органа Программы при Правительстве Российской Федерации

Ø О первом Евразийском земельном форуме


Ключевой вопрос, который стоял перед разработчиками Программы земельно-аграрных и переселенческих преобразований состоял в следующем:

Есть ли прямая взаимосвязь между геополитической ролью России, ее евразийской продовольственной миссией, масштабным экспортом продовольствия из России, решением земельного вопроса России, возрождением культуры жизни и работы на земле в современной русской деревне?
Разработчики программы полагают, что эта взаимосвязь четко прослеживается.

О геополитической роли России

В соответствии с докладом международной исследовательской компании «Маккензи», одна из важнейших проблем человечества - доступ к продовольствию, с 2012 года заняла первое место, потеснив другую мировую проблему – доступ к энергии. Число плодородных земель сокращается. Интенсификация производства в последние 30 лет, казалось бы, при положительном росте урожайности до 3-х раз, все же привела к деградации трети земель. Развитые страны вынуждены сегодня прибегать к масштабной консервации нарушенных земель. В ряде развитых стран произошла потеря контроля над границами территорий выращивания генномодифицированной продукции. Население мира растет, земель для производства продовольствия становится меньше. Поэтому, в ближайшие 30 лет, по прогнозу «Маккензи», повышение эффективности в сельском хозяйстве и системе распределения продовольствия станет важнейшим мировым трендом. Объем инвестиций в эту область должен составить колоссальные 5 трлн. долларов.

Значимыми площадями неиспользуемых плодородных земель располагает только Россия и Казахстан.

О евразийской продовольственной миссии России

По оценке экспертов Всемирной продовольственной организации при ООН (FAO), Россия, располагающая весомым земельно-плодородным запасом, способна обеспечить продовольствием 1,5 млрд. человек – каждого пятого жителя планеты. Построение в будущем Евразийском экономическом союзе (ЕАС) даже с участием всего трех стран – России, Белоруссии и Казахстана - единой технологической платформы сельской экономики и согласованной политики экспорта продовольствия, по аналогии с ЕС, позволит увеличить масштаб экспорта в 1,3 раза в сравнении с обозначенным выше российским уровнем. Это будет способствовать становлению ЕАС как мирового финансового центра, эмиссия национальной валюты которого будет «отвязана» от экспорта только углеводородов. Это стратегически важно в условиях, когда потребность в российском углеводородном сырье в XXI веке может начать резко снижаться благодаря использованию альтернативных источников, таких как сланцевые нефть и газ, экологические и возобновляемые источники энергии, новые ресурсосберегающие технологии. А природный потенциал плодородных земель Евразийского пространства представляет собой возобновляемый стратегический ресурс, от плодов которого человечество вряд ли откажется в ближайшие сто лет.

О масштабном экспорте продовольствия

Объем экспорта продовольствия из стран ЕАС, при эффективном использовании земельных ресурсов и повышении технологического уровня сельского хозяйства может превысить объем экспорта их нефтегазового комплекса и составить величину 0,7 – 1 трлн. долларов США. Такой размах позволит России в полной мере использовать возможности, открываемые ее участием в ВТО: выйти на рынки развивающихся стран – с массовым продовольствием, и на рынки развитых стран – с органическим (биологическим) продовольствием, под производство которого могут быть выделены территориальные зоны площадью до 50 млн. га. В случае присоединения Китая к соглашению о создании клуба стран, обеспечивающих каркас Евразийской продовольственной безопасности в интересах развивающихся стран-реципиентов продовольствия Азии и Африки, общий объем производства и экспорта позволяет говорить об обеспечении продовольствием (и чистой водой) каждого третьего жителя планеты. Причем из 2,5 млрд. человек, обеспечиваемых продовольствием странами такого клуба, население ЕАС и КНР составит чуть более 1,5 млрд. человек, оставшийся 1 млрд. человек – население восточно-азиатских, южно-азиатских и африканских стран, которые могут обеспечиваться продовольствием нашими странами.

На прошедшей в Москве в сентябре 2012 года российско-китайской аграрной конференции официальные представители КНР проявили активный интерес к аграрно-политическому диалогу по данному вопросу и поддержали проведение в Москве 1-го Евразийского земельного форума.

О решении земельного вопроса России

Основным механизмом решения земельного вопроса является предоставление массового доступа гражданам страны к плодородной земле и поддержание инициативы по развитию земель. Сегодня это невозможно осуществить, так как нет объекта для развития – земель в форме объекта недвижимости и нет специализированной Земельной службы, которая была расформирована в процессе реформ 90-е гг.

Требуется постановка всех земель на учет. Из 100% плодородных земель России (220 млн. га) в частной собственности находится лишь 10%, которые поставлены на кадастровый учет и потому являются объектом недвижимости.

45% земель относятся к так называемым паевым землям, на которые у 10,5 млн. крестьян и их наследников есть нереализованные права, но при этом, эти земли не выделены в натуре, границ нет, поэтому на кадастровый учет они не поставлены и свидетельства о праве собственности отсутствуют. Оставшиеся 45% - это государственные и муниципальные земли. Как правило, на кадастровом учете они также не стоят.

Требуется создание и работа Земельной службы, что является обычной практикой всех развитых стран мира, которая будет способна осуществить как государственное планирование эффективного использования земель (государственное землеустройство), так и поддержку гражданских инициатив по разработке проектов (частное землеустройство), а также создание конкурентоспособных региональных кооперативов из средних и мелких фермерских хозяйств.

О возрождении культуры жизни и работы на земле в современной русской деревне

Современная высокотехнологичная аграрно-промышленная индустриализация позволит создать не менее 25 млн. рабочих мест. Подтверждением этих цифр является статистика Германии, обладающей производительностью труда в среднем в 6 раз превышающим уровень в нашем сельском хозяйстве. При такой производительности, располагая только 17 млн. га плодородных земель, Германия, тем не менее, имеет 2 млн. фермерских рабочих мест (сельскохозяйственное сырье) и 0,5 млн. аграрно-промышленных рабочих мест (переработка и конечная продукция).

Поэтому, Россия, располагающая 220 млн. га плодородных земель, в 13 раз более, чем Германия, способна создать минимум 33 млн. рабочих мест. А учитывая, что производительность труда в России ниже, чем в Германии, реальное число рабочих мест на первых этапах превысит цифру 50 млн., из которых 40 млн. человек должны составить новые крестьянско-фермерские хозяйства, объединенные в 10 тыс. конкурентоспособных региональных кооперативов различной специализации, большинство из которых могут быть ориентированы на экспорт.

Экономический и социальный эффект

При экспортоориентированной земельно-аграрной политике сельская экономика России может вырасти с нынешних 110 млрд. долларов США до 1 трлн. долларов США, из которых 0,7 трлн. составит экспорт продовольствия.

Новая переселенческая политика даст толчок развитию жилищного и инфраструктурного строительства на землях вне городов, создаст возможность реализации масштабного демографического проекта в России и странах ЕАС.

Рост экономики других отраслей, связанных с АПК, будет осуществлен с минимальным трехкратным мультипликативным эффектом к обороту сельской экономики и составит дополнительные 3 трлн. долларов США.

Современные высокотехнологичные рабочие места, потенциал постепенного роста капитализации плодородных земель (недооцененных в сравнении с землями ЕС до 100 раз), экологическая, свободная от городского прессинга жизнь на загородно-сельских территориях может привлечь большое число представителей высокообразованного и креативного городского среднего класса, по нашим оценкам около 7 млн. человек.

Содержание программы земельно-аграрных и переселенческих преобразований

Программа включает:

- концептуальную часть – концепцию взаимосвязанной экспортоориентированной земельно-аграрной и переселенческой политики;

- стратегическую часть – проект основ новой земельной политики и обоснование введения нового инструмента земельно-переселенческой политики «земельный капитал» (работающий, по аналогии, с «материнским капиталом»);

- законодательную часть – проект законодательных инициатив по реализации новых политик;

- организационную часть – проект требуемых преобразований в органах исполнительной власти.

О новом инструменте земельно-переселенческой политики

В соответствии с предлагаемыми механизмами реализации новой переселенческой политике каждый гражданин (переселенец) сможет воспользоваться специальной «дорожной картой». Выбрать новое место жительства, подписаться на переезд, при необходимости, временно устроиться в социальном жилье существующих поселений или местном комфортном переселенческом центре, пройти обучение и в последующем получить землю, экономическую поддержку или работу во внебюджетной или же бюджетной сфере.

А чтобы «дорожная карта» стала реальной, требуется повсеместно в регионах внедрить новый инструмент - «земельный капитал», который наравне с «материнским капиталом» будет предоставляться семьям и их детям. Величина «земельного капитала» должна составлять ориентировочно от 1,0 до 1,5 млн. рублей.

Этот капитал будет овеществлением и эквивалентом тех земельных богатств России, того национального благосостояния, которое принадлежит всем народам страны, всей нации. Из этих богатств будет формироваться фонд исторической ответственности, причем инициативы формирования региональных фондов будут идти в первую очередь от региональных властей. Благодаря фонду переселенцы получат стартовые возможности для начала новой жизни и работы на земле.

Стартовые возможности получат «дети» советской эпохи - времен всеобщей насильственной уравниловки, отсутствия законных прав собственности на землю, отобранную у них после революционного переворота 1917 года. Получат свой шанс и «дети» современной России – жертвы эпохи ваучеризации 90-х годов. Получат русскоговорящие мигранты, возвращающиеся в лоно национального русского, евразийского государства из постсоветского пространства когда-то развалившегося на малые «царства».

«Земельный капитал» будет по-хорошему провоцировать людей на здравые перемены:

Во-первых, создаст равные стартовые условия для всех.

Во-вторых, запустит работу широкого социального лифта, когда, в процессе экономического освоения и созидания совершенно новой социальной среды, возникает возможность проявить себя, использовать по максимуму свои способности и таланты всем тем, кто примет участие в столь масштабном демографическом проекте XXI века. Проект по масштабу станет подобен подвигу индустриализации советской эпохи и Столыпинскому освоению земель имперской эпохи.

В-третьих, уравняет людей с ограниченными по здоровью возможностями – инвалидов и пенсионеров, а также людей слабых – детей без родителей, только достигших совершеннолетия, с сильными и энергичными людьми. В масштабной программе дело найдется всем, каждый сможет применить свои, даже в чем-то и ограниченные способности, силы и таланты.

В-четвертых, задаст импульс солидарности нации в общем деле освоения пространств России для возрождения национального государства.

И в-пятых, воссоединит человека с землей и пробудит чувство принадлежности к своему Отечеству. Именно массовый новый слой земельных собственников, домовладельцев, хозяев своего дела, сможет осознать свою принадлежность к нации, разбудит во всем обществе инстинкт национального самосохранения и полную готовность защищать свой дом, землю, суверенитет своего государства.

Только это создаст основы настоящего национального патриотизма взамен хаотичному и зачастую бестолковому городскому протестному возмущению или возможной злой агрессии толпы. Живая земля, в отличие от пропитанного выхлопной гарью асфальта, примет, даст дом, физические и духовные силы чадам нашей нации. Прокормит в каждой семье и двух, и четверых, и если надо – десятерых детей. Земля сторицей воздаст за любовь к ней.

«Земельный капитал» позволит объединиться в одном месте нескольким поколениям родных людей для совместной жизни в новой экологическо-нравственной среде, в том числе, для совместного воспитания детей и внуков. Это будет способствовать восстановлению преемственности поколений. Может быть создана репатриационная программа, способствующая возврату соотечественников когда-то покинувших свою Великую Россию.

О необходимых организационных преобразованиях для создания структур управления развитием земельных ресурсов и реализации земельно-аграрной и смежных политик

1) Необходимо изменить функции и полномочия государственных органов власти, в частности:

- переименовав Министерство сельского хозяйства в Министерство продовольствия, сельского хозяйства и развития (Минпродсельхозразвития), передать ему от Минэкономразвития государственную функцию по землеустройству продуктивных земель страны;

2) В рамках совершенствования государственной системы долгосрочного планирования и организации качественного использования продуктивных земель и их охраны, необходимо воссоздать Государственную земельную службу России в составе:

2.1) Федерального агентства по развитию земель сельскохозяйственного назначения (ФА Росземсельхозразвития), которое должно быть создано по аналогии с существующим ФА Рослесхоз, которое управляет развитием земель лесного фонда. Основными функциями Росземсельхозразвития станет:

- регулирование земельных отношений, направленное на достижение целей новой социально-ориентированной земельной политики;

- разработка проектов развития федеральных сельхозземель;

- реализация преимущественных прав покупки частных земель в случае их отчуждения, подготовка и введение в оборот земель, передача их в аренду;

- формирование федерального фонда земель сельскохозяйственного назначения за счет федеральных земель, находящихся на балансах ФГУПов и ОАО, подведомственных Росимуществу, Минсельхозу, Минобороны и другим ведомствам, и управление этим фондом, а также разработка нормативов управления региональными фондами сельхозземель со стороны администраций субъектов и муниципальными фондами сельхозземель со стороны местных органов самоуправления;

- управление федеральным фондом сельхозземель при взаимодействии с Россельхозбанком, Сбербанком, другими банками с государственным участием, через передачу банкам части осваиваемых государственных земель, имеющих землеустроительно-инвестиционные планы развития и перспективу освоения новыми поселенцами.

Банки смогут осуществлять кредитование проектов развития земель с предоставлением их в долгосрочную аренду заемщикам или кредитовать заемщика одновременно, как под приобретение, так и под развитие земель с оформлением их в залог.

2.2) ОАО «Земельно-проектная «Евразийская земельная корпорация» в подчинении ФА Росземсельхозразвития, сформированная из 30 государственных пакетов акций региональных землеустроительно-проектных институтов и предприятий, а также через вхождение в капитал 20 частных региональных землеустроительно-проектных предприятий, входящих сегодня в Союз землеустроителей России, что позволит сразу охватить системной работой 50 субъектов РФ.

Созданная земельно-проектная корпорация будет иметь широкую региональную сеть дочерних структур в 60 основных аграрных субъектах, которые будут преобразованы в Территориальные агентства по земельно-инвестиционному и сельскому развитию, включая функцию организации региональных переселенческих центров .

Основными функциями Росземпроект станет государственное и инициативное (частное) землеустройство:

- землеустроительно-инвестиционное проектирование развития осваиваемых продуктивных земель сельских территорий, внутрихозяйственное и межхозяйственное землеустройство действующих хозяйств;

- разработка генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации, схем землеустройства субъектов и муниципальных образований сельских территорий (в качестве дополнения схем территориального планирования);

- внедрение научных разработок на стадии землеустроительно-инвестиционного проектирования осваиваемых земель, территорий и хозяйств;

- ведение реестра проектов землепользователей и переработчиков для целей государственного мониторинга и внедрения механизма адресной и дифференцированной господдержки развития сельской экономики России.

2.3) Территориальные агентства по землеустройству и сельскому развитию на базе региональных институтов и предприятий ОАО «Земельно-проектная корпорация «Росземпроект» с функцией долгосрочного планирования продуктивных земель (по государственным, муниципальным и частным заказам) и функцией организации работы временных переселенческих центров для сопровождения масштабной трудовой аграрной миграции при освоении земель субъектов РФ.

О создании координирующего органа Программы при Правительстве Российской Федерации

В ряду преобразований в органах власти первым по очередности является создание координирующего органа (службы) по контролю и надзору за деятельностью в области землеустройства территорий, переселения на землю и устойчивого развития сельских территорий, а также экспорта продовольствия. Это требуется для успешности проекта, поскольку все четыре области требуют взаимосвязанной координации из единого центра и контроля динамики четырех показателей: площадей введенных в эффективный (безубыточный) хозяйственный оборот земель; прироста работоспособного населения на сельских территориях; роста рождаемости на сельских территориях; объема экспорта продовольствия, производимого на сельских территориях.

Также, для удержания должного уровня доверия к комплексным преобразованиям в России, координирующий центр должен быть свободен от попыток коррумпирования его сотрудников, то есть не осуществлять какое-либо освоение или распределение бюджетных средств. Тогда созданный орган сможет добиться координации и неукоснительного выполнения планов и нести ответственность за результативность всего проекта.

Сегодня вопросы комплексной политики, включающей аграрную, земельную, переселенческую и экспортную сферы, рассредоточены между различными ведомствами. Часто ответственные руководители этих ведомств исповедуют диаметрально противоположные мировоззренческие подходы – от консервативных до крайне правых либеральных и, соответственно, предлагают разные стратегии и проекты законов.

Поэтому, этот орган должен быть наделен правом законодательной инициативы и полномочиями разрабатывать проекты соответствующих нормативно-правовых актов и осуществлять мониторинг и надзор за их исполнением органами исполнительной власти.

Для кадрового обеспечения органа может быть использован резерв базового научно-образовательного центра России в сфере развития земельных ресурсов – Государственного университета по землеустройству. На базе университета может быть оперативно создан Государственный научно-исследовательский институт земельной политики России и стран Евразии (ГосНИИземполитики), аналогичный тем, что действует в странах ЕС.

Использование дееспособной научной базы, сохранившихся кадров «старой закалки» и молодых опытных управленцев, при формировании координирующего органа проекта, позволит, при тесном взаимодействии с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), обеспечить быструю гармонизацию земельно-аграрных политик стран Евразийского экономического пространства и создать стройную систему масштабного экспорта евразийского продовольствия.

О первом Евразийском земельном форуме

По инициативе Союза землеустроителей России и при поддержке ЕЭК к марту 2013 года планируется подготовить проведение первого Евразийского земельного форума, как базовой площадки для поиска путей эффективного решения земельного вопроса с участием министров сельского хозяйства и руководителей земельных служб стран Белоруссии, Казахстана и России.

Планируется пригласить представителей Украины и других стран постсоветского пространства, а также Китайской Народной Республики для обсуждения научных и практических вопросов по разработке эффективных земельно-аграрных политик стран и их практической реализации. Предполагается серия специальных конференций, с участием ведущих ученых стран-участниц, выступления руководителей высокого уровня и ведущих экспертов по данной теме из стран-участниц, выставочные мероприятия. Планируется подготовка и принятие итоговых документов, отражающих конкретные договоренности, касающиеся гармонизации и сближения земельно-аграрных политик стран Евразийского континента как фактора формирования каркаса евразийской продовольственной безопасности в интересах 2,5 млрд. жителей планеты.

 

Добавить комментарий

Забыли пароль?

Войти, как пользователь

Войти через Вконтакте Войти через FaceBook Войти через Twitter Войти через GooglePlus